24/7(094) 94-85-973 (067) 48-34-435
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Заказать звонок

Визовый менеджер

Закажите обратный звонок и наши менеджеры перезвонят Вам в течении 5 минут!

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш номер телефона
Пожалуйста, введите Ваше сообщение

Рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые лучшие акции!

Официальное название: Азербайджанская Респулблика
Столица: Баку .
Площадь страны: 86,6 тыс. кв. км

Флаг Азербайджан

 

Баку - столица независимой Азербайджанской Республики, крупный научно-технический и промышленный центр. По своей древности, величине территории и численности населения Баку является одним из старинных и крупнейших городов Востока.

Люди издревле заселились в городе Баку и на Абшеронском полуострове, и создали здесь поселения. Причиной этому послужили физико-географические условия города Баку, расположение его в центре пересечения миграционных и торговых путей, протянутых с севера на юг, с запада на восток ("Шелковый путь"), климатические условия и топливное и энергетическое богатство, с древнейших времен выходящее на поверхность земли, и называемое "нафта".

Первые сведения о Баку появились в "Книге мертвых" 3500 лет до н.э., в период правления первого Египетского фараона Менесана. О древности города Баку свидетельствуют древние наскальные изображения в Абшероне и Гобустане (12 тыс. лет назад), археологические находки, наскальная запись, оставленная Августом Гай Октавием, повествующая о военных лагерях, разбитых около Баку (в 40 км к югу) в I веке до нашей эры Римским императором Помпеем и Лукуллом с целью оккупации Закавказья. Учитывая эти даты, можно установить, что городу Баку свыше 5,5 тыс. лет.

В XII веке Баку был одним из главных городов государства Ширваншахов, XVI веке - государства Сефевидов, XVII веке - Османской империи, XVIII веке - Бакинского ханства.

Город Баку находится на юге Абшеронского полуострова, на берегу Каспийского моря, его площадь 2200 кв. км, численность населения около 2 миллионов. Помимо этого, в настоящее время в городе Баку проживают около 500 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, изгнанных армянскими захватчиками из оккупированных ими районов и Армянской Республики.

Баку включает в себя 11 административных районов, 5 поселков городского типа.

Политическая система Азербайджанской Республики характерна отражением своих национальных особенностей и специфики исторической обстановки. В ее возникновении и деятельности играли и играют роль много различных факторов. На формирование деятельности политической системы важное влияние оказывают особенности политической культуры населения.

Вообще структурное формирование политической системы Азербайджана в основном завершилось 12 ноября 1995-го года принятием новой Конституции страны. В соответствии с Конституцией Азербайджанское государство определяется как демократическая, правовая, светская, унитарная республика. В Азербайджанской Республике основным источником государственной власти является народ. Свободное и независимое решение своей судьбы, определение своей формы управления являются суверенными правами азербайджанского народа. Осуществление государственной власти в политической системе Азербайджана по своей форме соответствует параметрам республики, основанной на президентском управлении.

В соответствии с принципом разделения власти в Азербайджанской Республике установлены формируемые и действующие самостоятельно три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная власть. Деятельность каждого из этих органов власти регулируется Конституцией и законодательными актами. В Азербайджанской Республике органом, осуществляющим законодательную власть, является Милли Меджлис (Национальное Собрание), осуществляющим исполнительную
власть - Президент, органом, осуществляющим судебную власть - суды Азербайджанской Республики.

Определенная Конституцией унитарность Азербайджанской Республики имеет свою специфику. Это выражается тем, что в ее составе Нахчыванская Автономная Республика имеет статус государственной власти. По Конституции Нахчыванская Автономная Республика является автономным государством в составе Азербайджанской Республики. Там законодательную власть осуществляет Али Меджлис (Верховное Собрание) Нахчыванской Автономной Республики, исполнительную власть - Кабинет Министров Нахчыванской Автономной Республики, судебную власть - суды Нахчыванской Автономной Республики. В Нахчыванской Автономной Республике высшим должностным лицом является председатель Али Меджлиса (Верховного Собрания).

В политической системе Азербайджана важное место занимают и муниципалитеты, являющиеся органами местного самоуправления. Этот институт, несмотря на то, что создан недавно, имеет большие перспективы.

Как всем современным политическим системам, политической системе Азербайджана также присущ плюрализм. Политические партии посредством представления в законодательных органах и органах местного самоуправления приобретают возможность участия в осуществлении государственной власти.

Страна огней


Азербайджан-чудесная страна, с уникальной природой, неповторимой культурой, многовековой историей.

Этимология названия "Азербайджан" имеет древнее происхождение. Известно, что большинство населения, проживающего на этой территории еще до нашей эры, являлись огнепоклонниками. Так, согласно одной версии, название произошло от слова "Азер", что означает огонь, пламя. Согласно другой версии, название страны происходит от сочетания слов "аз" и "эр", употреблявшихся в древние времена на территории Азербайджана. В тюркских языках слово "аз" имеет такие значения, как "хорошее чаяние", "удачная судьба", а "эр (храбрый) мужчина", "сын храбреца", "хранитель огня".

Время сохранило для нас многие археологические и архитектурные памятники древности. Каменные эпитафии, рукописи, дошедшие до нас из глубины веков ковровые узоры о многом скажут тем, кто умеет, а главное хочет их читать.

Азербайджан - страна древней культуры и традиций. Переселившиеся сюда огузские племена на протяжении веков на этой территории ассимилизировались с местным населением, имевшем глубокие культурные корни и, в свою очередь, обогатили эту культуру общетюркскими традициями. Талант и творческое наследие народа олицетворены в "Китаби-Деде Горгуд", "Огузнаме", "Кёроглу" и многих других эпических памятниках.

Эта благодатная, щедрая и ласковая земля была колыбелью многих мыслителей, философов, ученых, поэтов, архитекторов, музыкантов, художников. По преданию Зардушт (Зороастр) появился на свет на этой земле. Азербайджанская земля подарила человечеству таких гениев, как Низами Гянджеви, Хагани Ширвани, Бахманяр, Насими, Фюзули, Насираддин Туси, Шах Исмаил Хатаи, Молла Панах Вагиф, А.Бакиханов, М.Ф.Ахундов, М.А.Сабир, Дж.Мамедкулизаде, Гусейн Джавид, Дж.Джаббарлы, Самед Вургун, Алиага Вахид, Расул Рза.

Живописная природа родной страны нашла свое отражение в художественных полотнах Саттара Бахлулзаде, Таира Салахова, Тогрула Нариманбекова, Микаила Абдуллаева и других талантливых мастеров кисти.

Музыка, мугамы вдохновили таких выдающихся композиторов, как Узеир Гаджибеков, Муслим Магомаев, Кара Караев, Фикрет Амиров, Ниязи, Ариф Меликов на сочинение произведений, сегодня звучащих во всем мире, подарили нам таких певцов, обладающих волшебным, чарующим голосом, как Бюльбюль, Рашид Бейбутов.

Знаменитые азербайджанские ковры словно вобрали в себя все цвета, краски природы,  богатую историю. Сегодня они, подобно волшебным коврам, не зная границ времени и пространства, доходят до самых дальних стран.

Во многих музеях мира хранятся образцы декоративного искусства, созданные азербайджанскими мастерами по металлу, керамике, шелку и дереву.

Наука и просвещение Азербайджана имеют многовековую историю. Учрежденный в 1919-ом году Бакинский Государственный Университет, институты созданной в 1945-ом году Академии Наук Азербайджана сыграли исключительную роль в развитии науки, образования и культуры в республике и дали миру плеяду известных ученых в различных областях.

Десятки вузов и техникумов, тысячи школ, колледжей и лицеев - вот панорама системы образования сегодняшнего Азербайджана.

Одной из проблем, решаемых учеными республики, является защита и сохранение экологии Каспийского моря, различных регионов Азербайджана. Благодаря усилиям ученых созданы десятки заповедников - Гызылагачский, Ширванский, Закатальский, Аггельский, Гирканский и др.

На протяжении десятилетий промышленность страны представляли нефтедобыча, химическая промышленность, металлургия, машиностроение, а сельское хозяйство - хлопководство, виноградарство, овощеводство и животноводство.

Добыча нефти и горючего газа сделала это место знаменитым еще с древних времен.

Азербайджан известен еще с древности своими горящими очагами, атешгяхами (храмами огня). На Абшероне имеется место, называемое Янардаг (горящая гора). В Нахчыване, Кяльбаджаре, Лянкяране, Бабадаге … из земли вытекают горячие воды.

В Сураханах имеется вечно горящий и никогда не гаснущий Атешгях (храм огня). На протяжении веков из дальних стран мира огнепоклонники, даже жрецы из Индии, приезжали на Абшерон поклониться огню и свою главную молельню создали здесь - в Сураханском Атешгяхе (храме огня).

И сегодня говоря "Азербайджан" перед глазами появляется его основное богатство - нефть. Нефть не только богатство, но и слава. В далекие времена из дальних стран приезжали в этот край за жидкостью со специфическим запахом и цветом. На протяжении тысячелетий, наполненную в бурдюки нефть возили верблюжьими караванами на Восток, Запад. Вывозимой из Азербайджана нефтью пользовались не только для освещения, но и как ценным лекарством против многих болезней.

Начиная с XIX века, в связи с развитием промышленности во всем мире потребность в нефти неуклонно росла. Нефть из бытового топлива превращалась в орудие политики. А в ХХ веке нефтяная политика выходит на мировой уровень. В нефтедобывающих странах появляется специальная нефтяная стратегия.

Сегодня в азербайджанском секторе Каспийского моря успешно осуществляются крупные энергетические, нефтяные и газовые проекты.

Азербайджан превратился в государство, первым освоившее мощный энергетический потенциал Каспийского моря и формирующее качественно новую экономическую модель в развитии региона, играющую важную роль в Прикаспийском и Кавказском регионе в расширении политических и торговых связей между Европой и Азией, в развитии Кавказского транспортного коридора, в реализации проектов мирового значения.


В настоящее время Азербайджан является членом таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций (ООН), Организация безопасности и Содружества в Европе (ОБСЕ), Совет Европы (СЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ), ГУАМ, Организация Исламской Конференции (ОИК), Организация Черноморского Экономического Сотрудничества (ОЧЭС), Организация Экономического Сотрудничества (ОЭС), активно сотрудничает с Европейским Союзом, НАТО, Международным Валютным Фондом, Европейским Банком Реконструкции и Развития, Исламским Банком Развития и другими организациями, присоединяется к новым и новым коллективным документам и международным договорам.

РЕЛИГИЯ

Особенности исторического развития Азербайджана, его географическое положение, а также этнический состав населения обусловили существование здесь различных религий. В отдельные периоды в стране смогли, в той или иной степени, распространиться идолопоклонство, огнепоклонство, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и ряд других верований, взаимовлияние которых определило своеобразие религиозной атмосферы в республике. 

Идолопоклонство


Идолопоклонство как совокупность верований, связанных с многобожием, возникло на почве первобытных религий. Языческие представления жителей Азербайджана уходят своими корнями в очень древние времена, включая, наряду с поклонением различным богам, многообразные народные верования - анимизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм и т.д.

Филологические и этнографические исследования дают возможность создать картину идолопоклонства на территории страны. Археологические раскопки позволили обнаружить в Хыныслы, Дагколаны и Чыраглы крупных каменных идолов, имеющих древнюю историю, в Исмаиллах - антропоморфные фигуры, а в Мингячевире - глиняные статуи. В дастанах эпоса "Деде Горгуд" можно найти примеры поклонения различным богам.

Обряды, связанные с идолопоклонством, ненамного отличались друг от друга; они взаимно дополнялись, совместно участвуя в становлении системы духовных ценностей населения. На территории древнего Азербайджана было сильно развито поклонение душам умерших предков, скалам и деревьям, а также различным природным явлениям и небесным телам. Страбон сообщает об обожествлении кавказскими албанцами солнца, луны и неба. Люди поклонялись дубу, известному под названием Танры хан, принося ему в жертву лошадей. Моисей Каланкатуйский сообщает о призывах албанских царей покончить с идолопоклонством, уничтожить деревянных идолов и заняться распространением христианства.

Как и у многих народов Востока, среди древних азербайджанцев были широко распространены представления о том, что Вселенная состоит из четырех основных элементов - земли, воздуха, воды и огня.

Огнепоклонство возникло на почве подобных верований. Большая часть населения Азербайджана почитала огонь, поклоняясь ему. Древние люди верили, что огонь уничтожает грязь и низость, несет людям чистоту. Обряды и церемонии, связанные с огнем и дошедшие до наших дней с праздником Новруз, свидетельствуют о сильных традициях огнепоклонства в Азербайджане.

Храмы огнепоклонников называются атешгях. На территории Азербайджана они располагались в религиозном центре Атропатены - Газаке (Шиз), а также Баку, Шемахе, Сальянах и Лянкяране. Атешгях в поселке Сураханы был сооружен в XVIII веке с целью обслуживания огнепоклонников, прибывавших из Индии.

Несмотря на то, что в Кавказской Албании огнепоклонство подвергалось преследованиям со стороны христианства, его, тем не менее, полностью искоренить не удалось. С приходом в Азербайджан ислама огнепоклонство постепенно утратило свое значение и кануло в лету.

Зороастризм

Хотя зороастризм и ведет свое начало от огнепоклонства, однако он оформился как самостоятельная религия. М. Бойс отмечает, что зороастризм является древнейшей из религий откровения. Гаты, входящие в Священную Книгу этой религии Зенд-Авесту, ниспосланы с небес религиозному учителю и пророку Зороастру (VI век до новой эры). В некоторых источниках указывается, что отец Зороастра был выходцем из Азербайджана.

Согласно положениям зороастризма, в мире существуют два начала - Добро и Зло, вечно ведущие борьбу друг с другом. Свет, Добро и Справедливость олицетворяет Армузд (Ахура-Мазда), а Тьму, Зло и Гнет - Ахриман (Анхра-Манью). В этой битве, в конечном счете, победит Добро, и активные последователи Армузда обретут счастье на том свете. Представления о счастье в ином мире, а также грехе и благом поступке свидетельствуют о том, что зороастризм является зрелой религией. Зороастр призывал людей быть более справедливыми и чистыми, бороться против всякого рода нечистоплотности.

В зороастрийских взглядах огонь занимал важное место, и поэтому последователей этой религии часто представляют огнепоклонниками. В силу того, что они считали тела умерших людей нечистыми, последних не погребали, а оставляли в специально подготовленных в горах местах, чтобы их поедали животные. Только после этого обглоданные кости собирали и предавали земле.

С III века до нашей эры зороастрийские взгляды приобрели догматический характер. На территории Азербайджана зороастризм стал распространяться (вплоть до Дербента) в связи с военно-политическими успехами Сасанидов. С целью пропаганды новой религии на эти земли переселялись иранцы-зороастрийцы.

Одновременно зороастризм приобрел в Азербайджане и местные особенности. Кавказские албанцы хоронили вместе с умершими предметы украшения и посуду, которыми они пользовались при жизни. Имеются сведения о том, что в те времена среди азербайджанцев существовал обычай погребения костей умерших после их "очистки" в горизонтально расположенных крупных кувшинах-могилах. Существовали также традиции захоронения покойников в земле, фаянсовых гробах, подземных склепах и особых могилах.

Между Сасанидами и византийцами велась ожесточенная борьба, направленная на расширение сферы влияния на территории Азербайджана, в результате которой "усиливались" то зороастризм, то христианство. В таких условиях проникший в страну в середине VII века ислам получил возможность для быстрого распространения, причем сравнительно мирным путем.

Начиная со средних веков, зороастризм был уже не в состоянии отвечать требованиям культурно-политической жизни Азербайджана, и поэтому полностью утратил свое значение.

Иудаизм

В Азербайджане иудаизм исторически представлен горскими евреями. Моисей Каланкатуйский относит их появление на Кавказе к I веку до нашей эры, однако исследователи зачастую не сходятся в суждениях по этому поводу.

Согласно мнению некоторых из них, горские евреи, будучи одним из древнейших иудейских этносов, берут свое начало от поколения сынов Израиля, изгнанных в свое время ассирийскими и вавилонскими правителями из Палестины и поселившихся в Мидии. Их предки первыми стали исповедовать иудаизм и жили вне пределов Палестины; они не были в числе преследователей христиан, когда христианство, ведущее свои корни от иудаизма, стало распространяться. В Мидии они смешались с татами, и в силу этого они говорят на татском языке, одном из наречий персидского языка, включающего древние арамейские и еврейские слова.

С точки зрения других исследователей, горские евреи были переселены на Восточный Кавказ Сасанидским правителем Хосровом I Ануширваном (531-579 гг.), который возводил на Кавказе крепости и города, заселяя их персами и евреями, выселенными им же из Месопотамии. Татский язык, на котором говорят горские евреи, является наследием того периода.

Во всяком случае, можно сказать, что горские евреи появились в Азербайджане 15 веков назад, что было связано с политикой Сасанидов, направленной на обеспечение безопасности своей империи. Несмотря на то, что "пришельцы", размещенные на приграничных территориях, находились в тесном контакте с местным населением, они все же сохранили свои религию, обычаи, традиции, а также образ жизни и мышления.

Христианство

Христианство появилось на территории Азербайджана через Кавказскую Албанию в первые века новой эры, - еще в период апостолов Иисуса Христа. После падения Иерусалима (70-е годы) ускоряется процесс переселения евреев на Кавказ. Приезжавшие говорили о чудесах, сотворенных Иисусом; под влиянием подобной пропаганды создаются первые христианские общины. Это время распространения христианства в Албании называется апостольским (сирофильским) периодом и связано с именами апостолов Варфоломея и Фаддея.

Елисей, один из учеников апостола Фаддея, по благословению первого патриарха Иерусалима Иакова прибыл в область Агван. Пропагандируя новую религию, он построил в местечке Киш церковь, которая была возведена раньше первой христианской церкви в Армении. Затем Елисей направился в Чолу (Дербент), после чего перешел реку Самур и продолжал пропаганду христианства. В селении Гельмец он был убит идолопоклонниками и брошен в яму. В последующем, по приказу албанского царя Вачагана III, останки Елисея захоронили в селе Хрюг, а над могилой соорудили небольшую часовню.

В 313 году, когда римский император Константин снял запрет на исповедание христианства, албанский царь Урнайр объявил данное верование государственной религией. С того времени начинается новый период распространения христианства в Азербайджане, называемый грекофильским.

Академик З. Буниятов указывает, что Урнайр, Ваче II и Вачаган III вели борьбу за распространение в стране христианства. В IV-V веках формируются духовенство и церковная иерархия. По указанию католикоса, феодалы выделяли на своих территориях специальные места для церквей. В стране строились храмы, а религиозные книги переводились с сирийского, арамейского и греческого языков на албанский. Лекционарий, записанный албанской письменностью и на албанском языке, обнаруженный 1996 году в Синае, считается одной из древнейших христианских книг богослужебного назначения.

В 451 году, на Халкидонском соборе, Албания выбирает монофизитство. В V-VI веках на территории страны усиливается борьба между монофизитами и диофизитами. В конце VI - начале VII веков Албанская церковь принимает диофизитство.

Резиденция албанского католикоса поначалу находилась в городе Чога, а в 552 году была перенесена в Барду. После исламских завоеваний, - особенно, после падения Албанского царства, - роль христианства ослабла. В церквях молились на армянском языке, а албанский был вытеснен.

В VIII-IX веках, при образовании на территории Азербайджана независимых государств, Албанская церковь вновь обрела статус автокефальной (самостоятельной) церкви. В X-XI веках восточное христианство смогло в определенной степени сохранить свое влияние в регионе, что продолжалось вплоть до XVIII века. В 1836 году царское правительство по представлению Синода ликвидирует Албанскую церковь, а все ее имущество передается Эчмиадзину.

В 80-90-е годы XX века Албанская церковь возрождается в очередной раз. В 2003 году албанско-удинская христианская община проходит государственную регистрацию; это важное событие произошло после восстановления Кишской церкви в Шеки. В настоящее время продолжается реставрация церкви в селении Нидж Габалинского района.

В Азербайджане христианство представлено православным, католическим и протестантским направлениями, а также различными сектантскими группами. Помимо того, государственную регистрацию прошли 5 армяно-григорианских церквей.

Православие начало проникать в Азербайджан с начала XIX века - в рамках "политики переселений", проводившейся в регионе царской Россией. В Баку первая православная церковь приступила к своей деятельности в 1815 году. Во избежание тяжелых последствий раскола, начавшегося в русской православной церкви, начинается высылка христиан-сектантов на Кавказ.

В 1834 году первые русские переселенцы заложили в Азербайджане селение Алты-Агач в Шемахинском уезде, а в 1838 году - селение Вель в Лянкяранском. В 1842 году они основали селение Борисы-Русские, а в 1844 году - селение Славянка (Елизаветпольская губерния). В 1868 году на территории Бакинской губернии насчитывалось 21 сектантское селение, в которых проживали 13 тысяч человек.

Католицизм

В Баку первый римско-католический приход был создан русской армией в 50-е годы XIX века в связи со ссылкой военных католиков на Кавказ. Приход Тетри-Скародаки (Грузия) подчинялся римско-католическому военному приходу.

В 1882 году Бакинский приход обретает самостоятельность. В 1895 году строится церковь в честь Непорочного зачатия Святой Марии, а в 1903 году на Бакинском кладбище возводится церковь Святого Креста. В 1909-1912 годах сооружается новая церковь Непорочного зачатия Святой Марии (в готическом стиле), считавшаяся одним из красивейших памятников архитектуры Баку; в советский период она была разрушена.

В 1999 году в Баку восстанавливается римско-католическая община, а в 2001 году она создает свой молельный дом. В настоящее время для строительства римско-католической церкви выделен земельный участок.

С 22 по 23 мая 2002 года ныне покойный глава римско-католической церкви Папа Римский Иоанн Павел II находился в Баку с официальным визитом.

Баптизм

Представители евангелистско-лютеранской церкви появились в Баку еще во второй половине XIX века - одновременно с немецкими промышленниками, участвовавшими в эксплуатации нефтяных месторождений. Еще одной причиной их приезда следует считать политические и религиозные беспорядки, происходившие в начале XIX века в Германии: в те времена в стране была распространена суеверная молва, что на Западе якобы приближается конец света, и спасение можно найти лишь на Востоке. Население (особенно религиозные сектанты), переселяясь в Россию и на Кавказ, старалось избежать расчета в судный день.

В начале 1819 года в Азербайджане проживало 209 немецких семей. В Баку евангелистско-лютеранская община была образована в 1870 году. В 1899 году ее члены построили в городе свой храм - кирху (нынешний Зал камерной и органной музыки). В Еленендорфе (нынешнем Ханларе) кирху возвели еще раньше.

В 1937 году священнослужители лютеранской церкви вместе с представителями других религиозных общин были сосланы или расстреляны. В 1994 году лютеранская община вновь начала в Баку свою деятельность.

Ислам

Ислам, возникший в начале VII века на Аравийском полуострове, вскоре распространился на большую часть мира. Исламизация Азербайджана датируется ранними исламскими завоеваниями, начавшимися с 18 года хиджры (639 год). Марзбан Азербайджана Исфандияр ибн Фаррухзад в том году был разбит арабами и заключил мирный договор. Захватываются Ардебиль, Тебриз, Нахчыван, Бейлаган, Барда, Ширван, Мугань и Арран; арабы вдоль Каспийского побережья доходят до Дербента. Укрепления города очаровывают их, и они называют его "Баб эль-Абваб".

По сообщению историка Балазури, уже в период правления халифа Али ибн Абу-Талиба (656-661) большинство населения Азербайджана приняло ислам. На севере этот процесс несколько затянулся.

На завоеванных территориях арабы облагали местных жителей налогами, заключали мирные договоры, продолжали свои походы, а затем возвращались назад. При отказе населения платить налоги начинались нашествия.

Исламские завоевания во многих местах осуществлялись мирным путем, а в некоторых - силой оружия. На захваченных территориях язычникам предлагалось принять ислам. Те, кто пошел на это, платили закят и получали право участвовать в боях в рядах мусульман. Принимавшим участие в боевых действиях полагалась доля от военных трофеев.

Евреи и христиане, не принявшие ислам, платили подушную подать (джизью) и тем самым получали покровительство мусульман. Идолопоклонники, отказавшиеся от принятия ислама, или евреи и христиане, не пожелавшие платить подушную подать, были вынуждены воевать c мусульманами.

В пограничных пунктах - рибатах - жили только мусульмане. Для укрепления этих "точек" в них размещались правоверные, прибывшие из разных областей халифата. Местное население, не принявшее ислам, переселялось в более отдаленные места, называвшиеся "ребед".

В мирных договорах, заключенных в тот период такими арабскими полководцами, как Хузейфа ибн аль-Йаман, Утба ибн Фархад, Валид ибн Укба, Салман ибн ар-Рабиа аль-Бахили, Букайр ибн Абдулла, Сурака ибн Амир и Маслама, в качестве основного условия указывалась неприкосновенность жизни, имущества и религии населения.

Высказать мнение о конкретных формах исламизации Азербайджана довольно трудно, так как этот вопрос до сих пор остается неизученным. Во всяком случае, выделим некоторые стадии этого сложного процесса.

Первый этап - период исламских завоеваний - продолжается с середины VII до начала VIII века. Он завершается падением в 705 году Албанского государства и потерей Албанской церковью своей самостоятельности (автокефальности). Как указал академик З. Буниятов, в конце этого этапа ислам становится в Азербайджане господствующей религией, которую в первую очередь принимали люди высшего сословия, дабы защитить свои привилегии. Новое вероисповедание распространяется среди купцов и ремесленников, так как арабы предоставляли льготы этим категориям населения. На данном этапе мечети не строились: в них превращались древние храмы и ставшие ненужными в результате исламизации церкви. Кроме того, сохранялись преимущества родоплеменного сознания перед религиозным.

Второй этап охватывает период с начала VIII века и до прихода к власти Буидов в Западном Иране и Ираке. На территории Азербайджана создаются независимые государства Ширваншахов Мазьядидов и Саджидов. Идолопоклонничество и зороастризм теряют свое значение, иудаизм продолжает существовать, а Албанская церковь восстанавливает самостоятельность. Однако из-за того, что ее влияние ослабевает, религиозные церемонии проводятся на армянском языке, а последователи церкви арменизируются. На данной стадии усиливается осмысление принадлежности к исламу, однако сознание, связанное с этническими корнями, утрачивается не полностью, что можно проследить в движении шуубитов, начавшемся в начальном периоде владычества Аббасидов. Движение Бабека (816-838 гг.) - яркий пример этому. На пограничных пунктах ширятся представления об исламе. В горных районах активизируется крайний шиизм.

Третий этап охватывает период владычества Буидов (935-1055). В Азербайджане начинает распространяться умеренный шиизм, "доходящий" до Дербента. Суннизм ханафитского толка и шиизм имамитского толка становятся ведущими религиозными течениями; суфизм также обретает немало последователей. Одним из прекрасных памятников этого времени является ханега на реке Пирсаат в Ширване.

Четвертый этап связан с периодом Сельджукидов (середина XI - середина XIII веков). В регионе усиливается суннизм, а позиции шиизма ослабевают. Ведущую роль играют последователи шафиитской школы; широкое распространение получают суфийские тарикаты. Азербайджанские атабеки и ширваншахи в состоянии защитить ислам от христианского давления.

Пятый период охватывает период монгольских завоеваний (первая половина XIII - вторая половина XV веков). В это время широко распространяется суфизм, а также усиливается хуруфизм. Основоположником последнего был Фезлуллах Наими (ум. 1394). Абульгасан Алийул-ала и поэт Насими (ум. 1417) прославились как самые влиятельные представители хуруфизма. В этот период был знаменит второй шейх суфийского тариката халвитов Сеид Яхья Ширвани Бакуви Халвати (ум. 1464). Один из братьев правителя Акгоюнлу Узун Гасана был последователем шейха халвитов Деде Омара Ровшани (ум. 1487). Ибрагим ибн Мухаммад Гюльшани (ум. 1534) во второй половине XV века заложил основу секты гюльшани как одной из ветвей халвитов. Затем многие суфийские тарикаты, в том числе накшбандия, проникли в Азербайджан, а оттуда - на Северный Кавказ.

Шестой период связан с периодом правления Сефевидов (1501-1786) и с XVI века - турков-османов (1281-1924). Сефевиды пропагандировали шиизм и в честь 12 имамов носили чалму с 12 красными полосками. Поэтому их называли "гызылбашами". Османы, победившие в битве при Чалдыране Сефевидов, распространяли в Азербайджане суннизм ханафитского толка.

Период после присоединения Азербайджана к Российской империи также может рассматриваться как новый этап исламизации страны. Его самая характерная особенность связана с политикой правительства, стремившегося привлечь на свою сторону мусульманское духовенство и, с целью подчинения их себе, создать в исламской религии структуру, подобную церкви в христианстве. В письме российского царя Сенату от 29 ноября 1832 года было предложено подготовить положение об Управлении по религиозным делам мусульман Закавказья, однако ни один из представленных документов одобрен не был.

В 1849 году, по поручению наместника Кавказа князя Воронцова, сотрудник министерства иностранных дел Н. Ханыков разработал проект "Положения об организации Магометанского духовенства". Хотя он в целом и был одобрен, однако Крымская война задержала его реализацию.

В 1864 году для продолжения этой работы была создана новая комиссия, в которую вошли представители местных шиитов и суннитов. Составленные инструкции регулировали обязанности, права и привилегии мусульманского духовенства, его взаимоотношения со светской властью.

Если до 1867 года зарплату от правительства получали только шейхульислам и муфтий, то с указанного года и другие мусульманские духовные лица высокого ранга начали получать жалованье от властей.

"Положение о шиитском и суннитском магометанском духовном Управлении Закавказья" утверждено российским государем 5 апреля 1872 года по представлению Государственного совета.

При формировании структуры Управления за основу был взят принцип организации русской православной церкви. На Южном Кавказе были созданы два мусульманских административных органа: суннитским духовным управлением (муфтиятом) руководил муфтий, а шиитским - шейхульислам.

Каждое из этих учреждений, располагавшихся в Тбилиси, состояло из председателя, трех членов правления, секретаря с двумя помощниками, переводчика, писаря и архивариуса. В подчинении обеих структур в Тбилисской, Иреванской, Елизаветпольской (Гянджинской) и Бакинской губерниях находилось по одному меджлису (собранию). В суннитском управлении насчитывалось 16 гази (судей), а в шиитском - 20. Названные образования состояли под контролем Министерства внутренних дел и несли прямую ответственность перед наместником. Духовные лица губернского уровня подчинялись местным властям губерний и уездов.

До образования Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920), религиозные дела мусульман Южного Кавказа регулировались этими двумя управлениями.

11 декабря 1918 года шейхульислам Мухаммад Пишнамаззаде подает в отставку. Приказом министра по делам социального обеспечения и религии Мусы Рафибекова на эту должность назначается ахунд Ага Ализаде. В этот период усиливаются тенденции к рационализации и модернизации ислама.

После установления в Азербайджане советской власти Министерство по религиозным делам и учреждение шейхульислама распускаются (15 мая 1920 г.), мусульманские религиозные деятели подвергаются преследованиям, а большинство мечетей закрывается.

В 1943 году, с целью использования возможностей религии в борьбе против фашистской Германии, было сочтено целесообразным создание религиозной структуры мусульман Закавказья.

25-28 мая 1944 г. в Баку проводится I съезд мусульман Закавказья, создается Духовное управление мусульман Закавказья с центром в столице Азербайджана. Ахунд Ага Ализаде избирается шейхульисламом; он - первый избранный шейхульислам в истории Управления (до него все шейхульисламы назначались государством).

Кроме того, с 1944 года на Южном Кавказе ликвидируется дуализм в религиозных организациях. Духовное Управление Мусульман Закавказья становится единым центром и управляется шейхульисламом; муфтий считается первым заместителем председателя Управления и решает религиозные проблемы мусульман-суннитов.

В настоящее время эта структура прошла государственную регистрацию, действует как Управление мусульман Кавказа и считается историческим центром других религиозных общин исламского направления.

Азербайджанский язык

Средством ежедневного общения и официальным государственным языком восьмимиллионного населения (2001) Азербайджанской Республики является Азербайджанский язык.

Азербайджанский язык является также родным языком 20 миллионов азербайджанцев, проживающих в Исламской Республике Иран. В России, США, Турции и странах Западной Европы проживают несколько миллионов азербайджанцев. Несмотря на то, что в течение нескольких столетий они были жителями разных стран, и сегодня независимо от того, в какой стране они живут, азербайджанцы свободно понимают друг друга. Таким образом, на Земле в настоящее время живет более 30 миллионов людей, говорящих на Азербайджанском языке.

Азербайджанский язык, будучи по своей генеалогической классификации тюркским языком, входит в огузскую группу данного семейства и совместно с являющимися ближайшими родственниками турецким, туркменским и гагаузским языками по территориальному принципу составляют юго-западную группу ареала тюркских языков.

С точки зрения традиционно-морфологической или типологической классификации Азербайджанский язык входит в группу агглютинативных языков. Как во всех языках, входящих в эту группу, и в Азербайджанском языке в отличие от флективных языков все корни слов являются самостоятельными словами, имеющими свое лексическое значение; а грамматические значения и грамматические связи всегда выражаются посредством однозначных (моносемантических) суффиксов, наступающих после корня и основания слова.

Тюрки, составляющие этническую основу азербайджанского народа, на территории современного Азербайджана начали появляться до нашей эры, а с начала первого тысячелетия стали древними жителями этой древней земли совместно с многочисленными племенами другого происхождения. Зарождение Азербайджанского языка тюркского происхождения и говорящего на данном языке народа, другими словами, превращение этого языка в средство всеобщего общения было длительным процессом, продолжающимся несколько столетий. По мере возрастания в этническом составе населения численности тюркских племен, а также их экономического, политического, культурного воздействия расширился также круг деятельности языка и таким образом, разные этнические группы, сумевшие сохранить по сей день некоторые свои этнические и антропологические особенности, слились в качестве одного народа, имеющего общее культурно-моральное и религиозное единство.

Азербайджанский язык является одним из древних литературных языков, прошедших долгий путь развития. Если примем язык эпосов "Китаби Деде Горгуд" как устный вид нашего литературного языка, то возраст языка, служащего в настоящее время народу в качестве средства общения может считаться более 1300 лет. А история Азербайджанского письменного литературного языка по имеющимся пока в наличии материалам начинается с XIII века.

Азербайджанский литературный язык в течение своего около 800-летнего своего развития охватывает два больших периода. Называемый древним первый период охватывает с XIII до XVIII века, а второй период, который можно назвать новым, - с XVIII века по сегодняшний день.

Ареал услуг Азербайджанского литературного языка первого периода отличается своей величиной. Этот язык, являющийся языком двора и армии государств того периода - Джелаиров, Гарагоюнлу, Аггоюнлу, Сефевидов, служил в качестве литературного языка всей Передней Азии. Азербайджанский литературный язык того периода отличается от Азербайджанского языка нового периода как с внеязыковыми (экстралингвистическими) так и внутриязыковыми (лингвистическими) особенностями.

Первой отличительной особенностью, существующей с лексической точки зрения, является наличие в Азербайджанском языке первого периода большого количества арабских и персидских слов. Языковые стили того периода, особенно ведущие поэтические жанры и средства послужили причиной потока в наш литературный язык слов из других языков.

А во втором периоде создание литературного метода реализма в качестве метода творчества и формирование его как ведущего метода творчества стали причиной ухода из литературного языка приобретенных слов, не сумевших перейти в основной словарный фонд нашего языка.

Второе, ряд слов древнего Азербайджанского языка, совместных с османским языком (шимди, шойла, шу, кенди и т.п.) в новом периоде уже полностью перестали употребляться. Это было результатом полного завершения процесса отделения (дифференциации) в области тюркских литературных языков.

Отличия между периодами сильны и на фонетическом уровне. Так, Азербайджанский литературный язык нового периода характеризуется одновременно также стабилизацией фонемного состава. Присущая первому периоду равнозначимость гласных о//а, согласных h//г//х уже довершается победой первых из них (о и h).

Подобное положение проявляется и в области грамматики. Равнозначность суффиксов винительного падежа существительного - yi,-yэ,-yu,-yü//-ni,-nэ,-nu,-nü присущая первому периоду, во втором периоде уже отпадает. Суффикс категорически будущего времени глагола -isər полностью передает свою обязанность суффиксу -acaq//-əcək..

В старом Азербайджанском языке структура словосочетаний имела синтаксическую модель арабского и персидского языков: fəsli-gül, tərki-təriqi-eюq, daxili-əhli-kamal… То есть определяющее слово употреблялось после определяемого слова. В Азербайджанском языке второго периода полностью наоборот: определяющее слово обязательно и всегда употребляется раньше определяемого слова.

В качестве другого синтаксического отличия видно, что при большем употреблении в первом периоде сложноподчиненных предложений, в которых придаточное предложение находится внутри главного предложения (kimi kim, bivəfa dünyada gördüm, bivəfa gördüm), а в новый период мы видим употребление вместо таких словосочетаний отглагольных прилагательных.

Литературный язык обоих периодов в свою очередь охватывает различные этапы.

Азербайджанский язык первого периода в своем развитии прошел два этапа:

1. Этап становления литературного языка (XIII -XIV века),

2. Этап языка классической поэзии (XV -XVII века).

Азербайджанский язык второго периода охватывает три этапа:

1. Этап становления литературного языка общенародным (XVIII век).

2. Этап становления и развития национального языка (XIX век - начало XX века).

3. Современный этап (XX век - начало XXI века).

Азербайджанский язык нового периода выходит на путь большого развития на втором этапе (на этапе становления и развития национального литературного языка). На этом языке наряду с поэзией пишутся прозаические и драматические произведения, издаются газеты и журналы, он начинает употребляться и в некоторых официальных документах, научных исследованиях. Приезжающие в этот период в Азербайджан иностранцы, русские и немцы также проявляют к нему интерес, некоторые начинают изучать этот язык. К их числу относятся русские поэты Лермонтов, Бестужев-Марлинский, немецкий востоковед Бодонштедт. Последний, изучив Азербайджанский язык у азербайджанского поэта XIX века Мирза Шафи и переведя его стихотворения на немецкий язык, издал их в Берлине в качестве отдельной книги. Хотя в средние века были составлены переводные словари и проведены грамматические исследования, относящиеся к Азербайджанскому языку, научные труды и учебники по Азербайджанскому языку пишутся начиная с XIX века. Известно произведение, написанное по-русски Мирзой Казымбеком "Общая грамматика тюркско-татарского языка". Учебники по Азербайджанскому языку М.Везирова, Л.Будагова, Г.Макарова, Н.Нариманова, М.Л.Мамедова, С.М.Ганиева также написаны на русском языке. Имеется также двухтомный словарь Л. Будагова "Сравнительный словарь турецко-татарских языков". А ценный труд М.Афшара, об Азербайджанском языке "Fənni-sərfi-türki" ("Грамматика тюркского языка") написан по-азербайджански.

И развитие, и проблемы Азербайджанского языка больше связаны с XX веком. Именно в этот период Азербайджанский литературный язык встречается с беспрецедентной проблемой. В начале века в литературном языке проявляют себя три тенденции, три направления. Естественно, это больше всего относится к языку художественных произведений и печати.

1. Первая тенденция - использование литературного языка в качестве народного языка. Это показывает себя в журнале "Молла Насреддин" и в произведениях сотрудников этого журнала (Дж.Мамедкулизаде, А.Ахвердиев и др.). Здесь снимается разница между литературным языком и разговорным языком, диалектами. Народ легко понимает этот язык.

2. Тенденция создания литературного языка, опирающегося больше на традицию османского (нынешнего турецкого) и древнего Азербайджанского языков. Это проявляет себя в языке многих журналов и газет, как "Фйюзат" и "Хаят" и произведений большинства работающих в этой редакции (А.Гусейнзаде, Сабрибейзаде и др.). Народ с трудом понимает этот литературный язык. Этот язык почти не отличался от тогдашнего турецкого литературного языка.

3. Тенденция создания литературного языка, понимаемого всеми, основанного на нормах литературного языка. Этот язык был тем языком, который не принимал воздействие никакого диалекта. Этот язык создавали такие поэты и писатели, как А.Шаиг, Дж.Джабарлы, С.Гусейн, А.Саххат. Такое положение в области литературного языка продолжалось с начала века до 1930 годов.

Одним из важных событий в истории языка на третьем, т.е. современном этапе Азербайджанского литературного языка нового периода является приобретение Азербайджанским литературным языком статуса государственного языка.

В объявлении Азербайджанского языка государственным языком страны были очень большие заслуги общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева. Как известно, Гейдар Алиев работу в области государственного языка начинал с первых дней прихода в руководство страной (1969).

Гейдар Алиев, глубоко знающий Азербайджанский литературный и народный разговорный язык, хорошо знакомый с богатым словарным составом этого языка и благодаря врожденному таланту, умеющий рационально пользоваться его грамматическими возможностями на совещаниях высокого уровня, например на юбилейном собрании, посвященном 50-летию БГУ, а также на партийной конференции этого вуза, на других совещаниях на высоком государственном уровне блестяще выступая на родном языке, завоевал себе большое уважение и любовь.

Он очень хорошо знал, что широкое использование им азербайджанского языка принесло еще большое уважение и любовь к азербайджанскому языку как к государственному языку Азербайджана. Все это естественно, послужило созданию в стране атмосферы активного использования азербайджанского языка среди всех слоев населения, на любом уровне.

1977-1978 годы поставили руководителя республики перед трудностями. Как известно, в 1977 году была утверждена новая Конституция СССР. Эта Конституция должна быть образцом для новых конституций, подготавливаемых во всех республиках, и фактически сыграла эту роль. А в этой конституции изначально не было статьи о государственном языке. Ни в одной из конституций, принятых в отдельных республиках данная статья не нашла свое отражение.

Однако в Азербайджане была другая ситуация. Гейдар Алиев продолжал борьбу за становление родного языка в качестве государственного. Руководитель республики, проводящий последовательную борьбу за государственный язык де-факто, не мог терпеть, то что, этот язык не был отмечен в конституции. Руководитель республики, привлекая к борьбе интеллигенцию, весь народ, за право родного языка жить в качестве государственного языка, вместе с ними боролся изо всех сил и смело преодолевал все трудности и препятствия.

2 апреля 1978 года на седьмой сессии девятого созыва Верховного Совета Азербайджанской ССР, посвященной проекту Конституции (основного закона) Азербайджанской Советской Социалистической Республики и итогам его всенародного обсуждения, по предложению выступающего с докладом Гейдара Алиева статью 73 предлагается давать в следующей редакции: "Государственным языком Азербайджанской Советской Социалистической Республики является Азербайджанский язык".

Азербайджанская ССР обеспечивает употребление Азербайджанского языка в государственных и общественных органах, учреждениях просвещения и других организациях и проявляет государственную заботу для его всестороннего развития.

Конституция 1978 года была поистине большой заслугой, Гейдара Алиева перед своим государством, своим народом, своей Родиной.

В новой Конституции независимого Азербайджана, принятой на всенародном референдуме в 1995 году, Азербайджанский язык как государственный язык занимает свое достойное место: Статья 21 "Государственный язык.

1. Государственным языком Азербайджанской Республики является Азербайджанский язык. Азербайджанская Республика обеспечивает развитие Азербайджанского языка".

Глубокий знаток нашего языка Гейдар Алиев, всегда с особым вниманием относящийся родному языку, учитывая создавшееся положение на новом этапе развития государственного языка, 18 июня 2001 года подписал указ "О совершенствовании работы по применению государственного языка".

В указе наряду с успехами, достигнутыми нашим языком в течение своего исторического развития, широко анализировались проблемы, созданные в области государственного языка в настоящий период и показаны пути решения этих проблем.

Некоторые из этих проблем уже разрешаются. Подписанное 12 января 2004 года распоряжение Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева "Об осуществлении массовых изданий на Азербайджанском языке на латинской графике" несомненно, поможет решить проблемы, связанные с алфавитом в стране.

По всем трем этапам развития нашего литературного языка второго периода имеются некоторые особенности. Как было указано ранее, Азербайджанский язык в настоящее время наряду с Азербайджанской Республикой употребляется также в Исламской Республике Иран и в Ираке. Фольклорные произведения также ясно показывают, что нет как таковой разницы между языками азербайджанцев, проживающих в этих странах. Однако с точки зрения литературного языка существует множество различий, и эти различия ясно показывают себя между языками изданных произведений, газет и журналов, радио и телевизионных передач. Естественно, на это имеются исторические, социальные причины.

В результате войн между Ираном и Россией между этими двумя государствами были заключены Гюлистанский (1813), Туркменчайский (1828) договоры и на основании этих договоров Азербайджан был разделен на две части. Таким образом, около 200 лет один и тот же народ живет раздельно друг от друга, в различных условиях и среде. И Иран, и Россия не дали никакой возможности экономическим связям этого разделенного на две части народа. Несмотря на налаживание определенных связей после приобретения Азербайджаном независимости в 1991 году, это различие, особенно с точки зрения языка существует и сегодня.

Эта двухсотлетнее различие как во всех других областях, так и в области литературного языка продолжается и по сей день. Влияние русского языка на язык независимого Азербайджана, а персидского языка - на язык Южного Азербайджана до сих пор проявляет себя. В настоящее время между литературными языками Северного и Южного Азербайджана продолжают оставаться лексические, фонетические и определенные грамматические различия (особенно в области синтаксиса).

У этих различий имеются экстралингвистические причины. Несмотря на то, что Северный Азербайджан до 1991 года был в составе России, обучение Азербайджанского языка в средних школах имеет полутора вековую, а в университетах и институтах - 76-летнюю историю. Азербайджанский язык, его история, диалекты широко исследованы, в этой области на Азербайджанском языке изданы сотни, может быть еще больше трудов. Почти не осталось ни одного выдающегося образца мировой литературы, начиная с Древнегреческой литературы и философии до современных художественных и научных трудов, которые не были переведены на Азербайджанский язык. В настоящее время по всем предметам (математике, физике, химии, медицине и т.п.) написаны учебники на Азербайджанском языке или же эти учебники переведены с других языков на Азербайджанский язык.

За исключением нескольких газет и журналов, в Иранском Азербайджане фактически не употребляется Азербайджанский литературный язык.

3-4 вековой срок переселения из Азербайджана Иракских азербайджанцев, удаленность от родины, отсутствие общения послужили причиной другой направленности их литературного языка. На литературный язык Иракских азербайджанцев сильное влияние оказывает современный турецкий язык.

В последние годы в процессе зарождения и развития языка азербайджанцев, живущих в разных странах, ясно чувствуются тенденции приближения к Азербайджанскому литературному языку, что внушает определенные надежды на успешное завершение этого процесса.

Как один из тюркских языков, Азербайджанский язык является языком, обладающим фонетической и грамматической структурой, отличающимся своими характерными особенностями. По своим фактическим закономерностям этот язык имеет отличающиеся по месту образования гласные, т.е. гласные переднего ряда (i,ü,e,ə,ö) и крайнего ряда (ы, у, а, о) не могут употребляться внутри одного и того же слова или словоформы (исключением являются несколько слов, начинающихся с гласной -и , например, iюэq, ildэrэm), в этом языке также невозможно употребление в одном слоге среднеязычных согласных (g, к) с гласными крайнего ряда, а заднеязычных согласных (k,q,р,x) с гласными переднего ряда.

В фонематическом составе Азербайджанского языка имеются 15 гласных и 25 согласных. Эти 40 фонем в Азербайджанском алфавите обозначаются 32 буквами:

В Азербайджанском языке имеются 9 коротких (i,ü,e,ö,ə,a,o,u,э), 6 длинных (i:,e:,ö:,ə:, a:,u) гласных. Длинные гласные не характерны для этого языка, они очень редко употребляются в приобретенных словах.

Фонетическое ударение, как правило, попадает на последний слог. Место фонематического ударения в зависимости от смысла слова меняется: алма - алма.

В Азербайджанском языке имеются 2 фонемы, не употребляемые в начале слова: гласная ы и согласная р.

В морфологическую структуру Азербайджанского языка входят главные (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, наречие, глагол) и вспомогательные (послелог, союз, модальные слова, междометие) части речи.

Имеются категории количества, принадлежности, падежа, изъявительности существительного. Эти категория относятся и к другим, ставшим существительными (субстантивными) частями речи.

В Азербайджанском языке имеются 6 падежей существительного (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный), 5 времен глагола (реальное прошлое, повествовательное прошлое, настоящее, категорическое будущее, некатегорическое будущее). Видовая категория глагола охватывает 6 форм (прикладная, желательная, условная, необходимая, нужная, изъявительная).

Глаголы по отношению субъекта, объекта, движения могут употребляться в 5 различных грамматических видах (известный, неизвестный, возвратный, взаимно совместный, понудительный).

По синтаксическому закону Азербайджанского языка, как правило, подлежащее идет в начале, сказуемое в конце предложения, а определение всегда стоит впереди определяемого слова.

В Азербайджанском языке в словообразовании в основном используются два способа: морфологический (dəmirçi, üzümçü, təbliрatçэ; dəmirçilik, üzümçülük, təbliрatçэlэq; dolça, qazança otluq, meюəlik; qaldэrэcэ, endirici; sevinc, gülünc; yavaюca, indicə və s.) и синтаксический (otbiçən, vaxtamuzd, boyunbaрэ, gündoрan, sarэköynək, əlidolu, adlэ-sanlэ, qэrxayaq, beюaçэlan və s.)

В настоящее время в Азербайджане употребляется Азербайджанский алфавит, созданный на основе латинской графики.

В зависимости от области употребления, Азербайджанский литературный язык, объединяет в себе четыре основных стиля: деловой, газетный, художественный, научный.

Большие перемены, происходящие в политической, экономической, научной, культурной жизни страны послужили причиной появления большого числа специальных терминов в словарном составе современного Азербайджанского языка. Этот процесс хорошо виден во всех стилях литературного языка, в особенности в деловом и научном стилях и в определенной степени в печатном стиле.

Диалекты и наречия (акцепты) Азербайджанского языка состоят из четырех групп: 1) восточная группа (Бакинский, Губинский, Шемахинский диалекты и Лянкяранское, Муганское наречия); 2) западная группа (Гянджинский, Газахский, Карабахский диалекты и Айрымское наречие); 3) северная группа (Шекинский диалект, Закатала-Гахское наречие); 4) южная группа (Нахчыванский, Ордубадский диалекты).

Население

Азербайджанская Республика находится в восточной части Южного Кавказа, на берегу Каспийского моря, площадь ее составляет 86,6 тысяч кв.км. К началу 2004-го года население Азербайджанской Республики составляло 8 миллионов 265 тысяч человек, в том числе городские жители 4 миллиона 254 тысячи человек или 51,5 процента и сельские жители 4 миллиона 11 тысяч человек или 48,5 процента.

Из общей численности населения 4 миллиона 58 тысяч человек или 49 процентов мужчины, 4 миллиона 207 тысяч человек или 51 процент женщины.

Возрастная структура населения характеризуется следующим образом: из общей численности населения 26 процентов составляют те, кому 0-14 лет, 67 процентов 15-64 года, а 7 процентов 65 и более лет. 29 процентов населения - это молодежь в возрасте 18-34 года, немногим более половины из них живут в городских местностях.

Территория Азербайджанской Республики составляет 86,6 тыс. км2 (11,5% леса, 1,6% водные бассейны, 50,0% обрабатываемые земли, в том числе 27,0% пастбища, 36,9% другие земли).

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Страна расположена на 440 и 520 восточной долготы, 380 и 420 северной широты, Баку - на 40ой параллели. Имеет общие границы на юге с Ираном 765 км и с Турцией 15 км, на севере с Россией 390 км, на северо-западе с Грузией 480 км, на западе с Арменией 1007 км.

Протяженность береговой линии составляет 713 км, расстояние от Баку до северного полюса 5550 км, а до экватора 4440 км.



Самое большое озеро в мире - Каспийское море: площадь - 400000 км2, самое глубокое место - 1025 м.
Самая высокая горная вершина - Базардюзю - высота 4466 м.
Благоприятный природно-географический климат территории Азербайджана еще с древних времен создавал условия для расселения здесь людей.

Античные авторы - Геродот (V век до н. э.), Страбон (64/63 гг. до н. э. - 23/24 н.э.), Полиби (приблизительно 200 г. -120 г. до н. э.) Клавдий Птолемей (приблизительно 90-160 гг.) в своих произведениях дали информацию об Азербайджане, его границах, географическом положении, реках, населенных пунктах, проживающих здесь племенах, Каспийском море, о том, что оно не имеет связи ни с каким другим морем. Впоследствии арабские географы и путешественники Ибн Хордадбех (приблизительно 820/826 -912/913), Абу-Исхаг Истахри (820 -934), иранский ученый Рашидаддин Фазлуллах (1247 - 1318), азербайджанский ученый Мухаммед Нахчывани (конец XIII века - 2-я половина XIV века) и другие писали об экономике, административном делении Азербайджана, горах и реках, городах, расстоянии между ними, торговых путях. Албанский (кавказский) историк Муса Каланкатлы (VIII - VIII века) в произведении "Албанская история" описывал Албанию как славную страну, с богатой природой, большой численностью населения, указал на наличие в Албании плодородных земель, роскошных садов и зеленых полей. На карте мира венецианца Ф.Мауро (1459), картах Альшарифи (1601), немецкого ученого и путешественника А.Олеария (1647), а также на карте "Восточное Закавказье и Каспийское море", составленной по приказу Петра I (1720) и отпечатанной в 1723-м году, были указаны населенные пункты Азербайджана, его озера, реки и др.

Азербайджанский географ Абдуррашид Бакуви высказал мнение о климате Азербайджана, природе Баку, Гаджи Зейналабдин Ширвани и Аббасгулу ага Бакиханов - о географии Азербайджана. В изучение территории Азербайджана внесли вклад также и В.Абих, И.Фигуровкий, А.Захаров и другие. Комплексное исследование территории Азербайджанской Республики начато в годы советской власти, были созданы карты различных масштабов, научные атласы. Во всестороннем изучении территории республики особую роль играет Национальная Академия Наук Азербайджана.

Историко-географическое положение Азербайджанской Республики

Древняя азербайджанская земля расположена в Передней Азии, охватывает территории от юго-восточной части Кавказских гор до южных и юго-восточных горных территорий озера Урмия. Её площадь составляет более 200 тысяч квадратных километров.

Азербайджан в целом находится в восточном полушарии. Испания, Греция, Турция, Китай, Корея находятся почти на одинаковых с Азербайджаном широтах. Через территорию Азербайджана проходит ряд важных дорог международного значения из Европы в страны Средней и Восточной Азии. Территория республики с севера на юг равна 400 км, с запада на восток - 500 км. Страна расположена между 38° 25-41°55 северной широты и 44° 50-50°51 восточной долготы. Находясь на стыке Европы и Азии, республика обладает уникальным геополитическим и географическим положением, с древних времен и по сегодняшний день сохраняет важное значение для международных экономических и культурных связей.

Рельеф

Рельеф Азербайджанской Республики весьма разнообразен. Здесь преобладают преимущественно две формы рельефа: низменности и высокогорья.

Около 60% территории Азербайджана составляют гористые территории. Основные геоморфологические единицы республики - Большой Кавказ, Малый Кавказ (вместе с Карабахским плоскогорьем) и Талышские горы охватывает Кура-Аразскую низменность с севера, запада и юго-востока.

Средняя возвышенность республики составляет до 400 метров. Амплитуда высот суши колеблется от - 26, 5 м (Прикаспийская низменность) ниже уровня океана до 4466 м абсолютной высоты (вершина Базардюзю). Значит, становится ясно, что на территории республики разница высоты около 4500 метров.

Юго-восточная часть Большого Кавказа принадлежит Азербайджану. Здесь имеется два горных хребта: с вершиной Базардюзю (4466 метров) Главный или водораздельный, с вершиной Шахдаг (4243 метра) Большой или Боковой. К юго-западу горные хребты постепенно уменьшаются на 1000 - 700 метров. Главный Кавказский хребет окружен предгорьями: на северо-западе - равнинные луга, на юго-востоке - Гобустан, на юго-западе - Алазань-Хафтаран, на северо-востоке - Гусарская наклонная равнина.

Горы в основном образованы из отложений пород юрского и мелового периодов, сравнительно в меньшей степени подверженных денудации. Предгорным местам характерны бедленды (степи Джейранчёль, Аджыноур) и грязевые вулканы (Гобустан, Абшерон). Гусарская равнина и Алазань-Хафтаранская долина образована из толстого слоя отложений щебня четвертого периода.

Малый Кавказ охватывает юго-западную и западную части республики, обладает сравнительно небольшой возвышенностью, состоит из ряда хребтов и лугов, является горной территорией со сложной структурой. Основными горными хребтами являются Муровдаг, Шахдаг и Зангезур. Карабахское плоскогорье, начиная от юга Муровдага до реки Араз, находится на дугообразных конусах потухших вулканов и лаве четвертого периода. Малый Кавказ образован из вулканогенных и отложенных пород юрского и мелового периодов.

Талышские горы расположены на юго-восточной окраине страны. Они в основном образованы из отложений третьего периода. Талышские горы составляют переходное звено от гор Малого Кавказа до Эльбрусских гор (Иран), и состоят из трех основных горных хребтов высотой 2477 метров.

Кура-Аразская низменность охватывает пространство между Большим и Малым Кавказом, Талышскими горами. Будучи самой крупной на Южном Кавказе межгорной низменностью, она занимает центральную часть республики. Низменность между реками Кура и Араз делится на 5 равнин: Мугансую, Мильскую, Карабахскую, Ширванскую и Сальянскую.

К северу от Абшеронского полуострова, на берегах Каспийского моря находится Самур-Дивичинская низменность, опирающаяся на Гусарскую наклонную равнину. К югу от Абшеронского полуострова, вдоль склонов Талышских гор, проходит узкая полоса Лянкяранской низменности. Большая часть Кура-Аразской, Самур-Дивичинской, Лянкяранской низменности, а также Абшеронского полуострова находится ниже океанского уровня.

Климат

На климат Азербайджана основное влияние оказывают географическое положение, рельеф и Каспийское море. Здесь наблюдаются полупустынный климат, климат сухих степей, субтропический, средний и холодный климат. Согласно В.В.Кеппену, в Азербайджане наблюдаются 8 из 11 имеющихся в мире типов климата. Сухой субтропический климат характерен Абшерону и Кура-Аразской низменности. Влажный субтропический климат наблюдается только на юге Талышских гор, характерен для предгорных территорий и Лянкяранской низменности. Умеренный климат, наблюдающийся в основном на покрытых лесами возвышенностях Большого и Малого Кавказа, делится на сухой, умеренно-теплый сухой, умеренно-теплый влажный и холодный. Холодный климат наблюдается на высоких горных хребтах, вершинах Большого и Малого Кавказа, поясах альпийских и субальпийских лугов. В то время как в низменности среднегодовая температура воздуха в низинах составляет 15° С, в горных районах он меняется от 0° и ниже. Температура в июле в центральных равнинных районах составляет 27°, в горных районах - 5°.

Абсолютный максимум равен 43°, абсолютный минимум - 30°. Данные высокие показатели наблюдаются в Нахчыване и высоких горах. Осадки также неравномерно распределены по территории страны. В течение года на Абшеронском полуострове и на приаразской полосе Нахчыванской АР осадков выпадает меньше 200 мм. В Кура-Аразской низменности количество осадков наблюдается в количестве 200 - 300 мм, на северо-восточных склонах Малого и Большого Кавказа - 600-800 мм. На южных склонах Большого Кавказа, возвышенностях 2000-2500 метров осадки доходят до 1200-1500 мм. Наибольшие осадки выпадают на юге Лянкяранской низменности и склонах Талышских гор- 1200- 1700 мм.

Господствующие ветра на северном (Абшеронский полуостров), юго-западном (Кура-Аразская низменность) и южном (Лянкяранская низменность) направлениях.

Внутренние воды

Густая речная сеть республики покрыла ее территорию, словно голубая паутина. В Азербайджане имеются 8400 крупных и мелких рек. Из них 850 имеют длину более 5 км. Всего 24 реки имеют длину свыше 100 км.

Реки Кура и Араз самые крупные реки Кавказа, являются основными источниками орошения и гидроэнергии. Река Кура берет начало на северо-восточном склоне горы Гызылгядик, на участке максимальной возвышенности в 2740 метров. Кура протекает по территории Грузии, входит на территорию Азербайджана. Протекая по Кура-Аразской низменности, впадает в Каспийское море. Общая протяженность Куры - 1515 км, на территории Азербайджанской Республики ее длина достигает 906 км. Площадь бассейна - 188 тысяч квадратных километров. На реке Кура построены Мингячевирское, Шамкирское и Еникендское водохранилища, плотины, гидроэлектростанции. С помощью проведенных из Мингячевирского водохранилища Верхне-Карабахского и Верхне-Ширванского каналов, орошаются земли Кура-Аразской низменности.

Река Араз берет начало не территории Турции на Бингёльском хребте, близ города Сабирабада (село Суговушан) сливается с Курой. Её протяженность составляет1072 км, площадь бассейна - 102 тысяч квадратных километров.

Самур - самая крупная река на северо-востоке Азербайджана. Она берет начало на территории Дагестана, на высоте 3600 метров и впадает в Каспийское море. Её протяженность равна 216 км, площадь бассейна - 4,4 тысячи квадратных километров. Наряду с рекой Самур, в Каспийское море впадают также реки Гусарчай, Гудьялчай, Вяльвялячай, Сумгаитчай, Виляшчай, Лянкяранчай и Астарачай.

В Азербайджане достаточно много горных рек, большинство из них питаются за счет снега и дождей. Мелкие реки Балакянчай, Талачай, Катехчай, Кюрмюкчай, Кишчай и другие, русло которых начинается с Большого Кавказа, на Алазань-Айричайской долине соединяются с Алазанью и Айричаем.

Берущие начало с Малого Кавказа Агстафачай, Товузчай, Асрикчай, Зяйямчай, Шамкирчай, Гянджачай, Кюрякчай, Тертерчай соединяются с Курой. Акеричай, Охчучай и Арпачай на территории Нахчыванской АР, Нахчыванчай, Алинджачай, Гиланчай, Ордубадчай впадают в Араз.

На территории Азербайджанской Республики имеются около 250 озер с пресной и соленой водой, отличающиеся по условиям питания и образования. Из них можно назвать ледниковое по происхождению Туфангёль, оползневые и обвальные по происхождению Гёйгёль, Маралгёль, Гарагёль, Батабат; озера Аггёль, Сарысу, Мехман, Аджигабул, которые появились в результате тектонических опусканий, самые крупные соленые озера - Аджыноур, Беюкшор, Бинагади и другие.

Растительный покров

Территория Азербайджанской Республики обладает богатой и редкой флорой. На сравнительно небольшой территории встречаются почти все распространенные в мире типы растений. Приблизительно 450 видов растущих в Азербайджане высших, спористых и цветущих растений объединены в 125 отрядах и 920 полах. По общему количеству видов флора Азербайджана, в отличие от других кавказских республик, более богатая. Встречающиеся на территории Азербайджана виды растений составляют 66% общего количества растущих на Кавказе видов растений. Наряду с широко распространенными на Кавказе и в других регионах видов растений, в азербайджанской флоре имеются в достаточном количестве растущих только в Азербайджане и характерные его сравнительно небольшим районам около 240 эндемических видов.

Распространение растительного покрова обуславливают физико-географическое формирование региона, климатические условия современных земель, вертикальное зонирование и ряд других факторов. Так, в низменной части республики до 200-метровой возвышенности развиты пустынные, полупустынные и водно-болотистые виды растений. Группирование пустынных типов растений наблюдается в основном на берегу Каспия, юго-восточном Ширване, Мильской, Муганской и Ширванской равнинах. В зависимости от засоленности земель, здесь широко распространены такие виды, как сарсазан, соляноколосник, петросимония. Полупустынный растительный покров широко распространен на Ширванской, Сальянской, Муганской, Мильской и Карабахской равнинах, а также в Приаразской, Джейранчёльской, Гобустанской равнинах; как зональная формация, полупустыня полыни составляет преимущество по площади. Из других формаций наиболее характерны гараган (Кура-Араз) и денгиз (Гобустан, Нахчыван). Другие растения, наиболее распространенные в полупустыне, - луковичный мятлик, японский костер, твердый плевел, мортук восточный, зерновые травы и некоторые травы (шведка, соляноколосник, поташник, петросимония). Для этих участков характерны тугайные леса. Основу лесов, распространенных преимущественно в долинах рек Кура, Араз и Габырры, составляют дуб, клен, ясень, ива и другие.

На равнинах у подножия гор Большого и Малого Кавказа, на высоте от 200 до 600, 700, иногда 1200 метров распространены в основном одно- и многолетние ксерофитные растения и кусты. На более высоких уровнях, на высоте 1200-1800 метров, находятся леса. Общая территория Азербайджанской Республики составляет 86, 6 миллион гектаров. Общая площадь азербайджанских лесов равна 1213,7 тысячам гектаров. Из них покрытая лесами территория составляет 989,5 тысяч гектаров, что составляет 11,4% общей территории. На душу населения приходится приблизительно 0, 12 га, что в 4 раза (0, 48 га) меньше соответствующего среднего показателя в мировом масштабе.

Хотя в Азербайджане леса по площади небольшие, они богаты своими видами. В лесах растут 435 видов деревьев и кустов, из них 70 относятся к эндемическим. Для всей территории республики характерны широколиственные леса. Данный тип лесов наиболее широко распространен на низких и средне-гористых частях гор Большого и Малого Кавказа, Талышских гор. На высоте 600-1600 метров они во многих местах составляют единый пояс. На остальных участках леса имеют форму лугов и полос.

Леса состоят из трех видов деревьев - бука, граба и дуба. Они составляют 82,6 % всего лесного покрова. Кроме них, растут также клен, липа, ольха, тополь, ива, вяз и другие широколиственные деревья. Хвойные (игольчатые) деревья составляют 1,7% всех лесов республики. В Азербайджане естественным образом растут 107 видов деревьев, из них 7 - хвойные (игольчатые). К ним относятся длинноствольный, с твердым запахом и плодоносный можжевельник, крючкообразная сосна, сосна Эльдарская, европейская черная липа.

Азербайджанская Республика считается родиной редких видов деревьев и кустов. Черная липа, как реликтовое растение третьего периода, - редкая жемчужина лесов. Это дерево наиболее распространено на юге Большого Кавказа (Габалинский район), юго-востоке (Пиргулу, Шемахинский район). Позднорастущий, но долгожитель тис никогда не занимал больших площадей. Естественной Родиной Эльдарской сосны является Эльдарская выемка Джейранчельского предгорья. Растущие на Талышских горах реликтовые и редкие деревья третьего периода - железное дерево, лянкяранская акация, каштанолистный дуб, кавказская хурма, самшит, гирканский инжир, гирканский клен, дзельква, лапина - неописуемые по красоте дары природы.

Мир животных

Азербайджан с присущим ему комплексом фауны находится на стыке нескольких зоогеографических полюсов. Здесь адаптировались к местной природе и обогатили фауну республики некоторые виды животных из соседних территорий - Ирана, Средней Азии, стран Средиземного моря. Благодаря разнообразию природных условий, на территории Азербайджанской Республики животный мир также представлен различными видами. На территории Азербайджана обитают 97 видов млекопитающих, 357 вида птиц, 67 видов пресмыкающихся и земноводных, 97 видов рыб, более 15 тысяч беспозвоночных, 1 вид круглоротых животных.

Фауна равнинных частей представлена многочисленными млекопитающими, пресмыкающимися, земноводными, птицами.

Из млекопитающих здесь можно встретить джейрана, дикого кабана, волка, лису, барсука, камышовую кошку, зайца и других, из пресмыкающихся - болотную, каспийскую и средиземноморскую черепаху, полосатых ящериц, обычного и водного ужа, гадюку, из земноводных - различные виды лягушек, многие виды насекомых, из птиц - куропатку, фазана, орла, тураджа (горную куропатку), различных уток и гусей, лебедей, кашкалдака, султанских кур, гутана с кудрявым пером и других птиц. Кроме животных, обитающих на средних и возвышенных горных частях равнин, этим территориям характерны восточно-кавказский козел, кавказский благородный олень, европейский джейран, кавказский бурый медведь, из птиц - бородач, беркут, кавказский сокол, кавказская тетра, кавказский улар и другие представители фауны.

В "Красную книгу" Азербайджанской Республики занесено 108 видов животных, в том числе 14 видов млекопитающих, 36 видов птиц, 13 видов земноводных и пресмыкающихся, 5 видов рыб и 40 видов насекомых.

Полезные ископаемые Азербайджана

Территория республики богата полезными ископаемыми трех видов: рудными, нерудными и топливными по происхождению.

Азербайджан известен нефтегазовыми месторождениями. 2/3 территории республики богаты нефтью и газом. Наибольшее количество нефтегазовых месторождений находится на Абшеронском полуострове, в шельфовой зоне Каспийского моря, архипелаге Баку и Абшерона. Кроме этого, богаты нефтью юго-восточный Ширван, центральные степные зоны, Гобустан, Джейранчёль, Аджыноур, Сиазань.

Благодаря известной в мире нафталанской нефти, излечиваются многие болезни. Наибольшее количество месторождений природного газа находится в Гарадаге, шельфовой зоне Каспийского моря, Баку и Абшеронском архипелаге. Малый Кавказ богат залежами руды. Здесь имеются месторождения железа, титана, золота, серебра, меди, кобальта, хромита, полиметаллов, молибдена и др. Самые крупные залежи железной руды находятся в Дашкесане.

Из нерудных месторождений большое хозяйственное значение имеют Гобустанский, Абшеронский и Товузский известняк, , Шахтахтинский травертин (Нахичеванская АР), Дашкесанский мрамор, Верхне-Аджикендский гипс, кварцевые пески Гадживели.

На территории Азербайджана имеются минеральной источники с различным химическим составом. По богатству их состава территорию Азербайджана называют "музеем минеральных вод". Истису в Кяльбаджарском районе, Бадамлы и Сираб - в Нахчыванской АР известны далеко за пределами Азербайджана.

Минеральные воды в районах Сураханы и Зых Абшеронского полуострова, Галаалты Дивичинского района, Туршсу в Джульфинском районе отличаются целебными свойствами. На Талышских горах, южных и северо-восточных склонах Большого Кавказа преимущество составляют термальные воды.

Каспийское море

Каспийское море - самое крупное в мире бессточное озеро, играет важную роль в жизни азербайджанского народа и уникально по физико-географическом показателям. Достаточно отметить, что флора и фауна Каспия богата эндемическими видами. Так, 90% осетровых в мире, отличающихся своей древностью от других видов рыб, находятся именно в этом море.

Специфичность географического ландшафта создала выгодные рекреационные условия. Море расположилось вдоль меридиана в форме латинской буквы S, находится между 47° 17' восточной широты и 36° 33' западной долготы. Протяженность Каспия вдоль меридиана составляет около 1200 км, средняя ширина - 310, самые большие и мелкие широты равны, соответственно, 435 и 195 км. Вследствие периодического изменения уровня Каспийского моря, меняется уровень его поверхности (зеркало) и объем вод. В настоящее время уровень моря ниже уровня океана на 26,75 м. На данной отметке уровня моря площадь его поверхности составляет 392600 км2, объем вод равен 78648 км3 , что составляет 44% общих ресурсов озерных вод в мире. В этом плане максимальную глубину - 1025 метров, можно сравнить с Черным, Балтийским и Желтыми морями, Каспий глубже Адриатического, Эгейского, Тирренского и других морей.

Азербайджанская часть акватории охватывает среднюю и южную часть моря, по солености Каспий значительно отличается от вод мирового океана. Соленость воды в северной части составляет 5-6, средней и южной частях 12, 6- 13,5 промилле. Из существующих в Азербайджане около 300 грязевых вулканов более 170 составляют островные и подводные вулканы в азербайджанском секторе Каспия. Особенно много их на южном Каспии.

Уникальность и многообразие природных условий стали причиной того, что до сих пор на Каспии сохранились представители редких видов флоры и фауны.

На азербайджанской акватории моря обитают 171 вид фитопланктона (водоросли), 40 видов зоопланктона, 258 видов фитобентоса, 91 вид макрозоодентоса, 80 видов и подвидов рыб из 14 семейств.

По количеству видов рыб большинство составляют карповидные - 42 вида, кильковидные - 17, лососевидные -2, осетровые состоят из 5 видов.

Из ихтиофауны Каспия 4 породы, 31 вид и 45 подвидов эндемические. Большинство эндемических видов зарегистрировано в Среднем Каспии. Приблизительно 40 видов и подвидов рыбы предназначены для ловли. Основу общей ихтиомассы составляют кильки (80%), остальная часть приходится на кефаль, атерину и хул. Среди рыб, находящихся под угрозой исчезновения и включенных в "Красную книгу" республики, - Каспийская минога, пятнистая рыба, Южно-Каспийский порус (белоглазка), чехон, морской сиф. В последние годы под угрозу исчезновения попали Каспийский лосось, белый лосось, храмула, шамайка, шибрит и гарасол. В морской фауне Каспия единственное млекопитающее - каспийский тюлень. Он самый маленький из всех имеющихся тюленей. Размеры популяции каспийского тюленя от 1,5 млн. в начале 20-го века уменьшилась к концу столетия до 300-400 тыс. в 1993 г. каспийский тюлень занесен в "Красную книгу".

На различных биотипах Каспия и прибрежных зон зарегистрировано 320 видов птиц, из которых 37- водоплавающие, 109 - околоводные и 156 - сухопутные.
Валюта:
Международное название: AZN
Ввоз и вывоз валюты не ограничен, декларация обязательна. В Баку банки работают с 9.00-9.30 до 17.30 (некоторые банки продолжают свою работу до позднего вечера, а множество обменных пунктов - круглосуточно), на периферии часы работы, как правило, с 9.30 до 17.00-17.30 (некоторые банки работают с клиентами только до обеда). Обменять деньги можно банках, гостиницах и многочисленных пунктах обмена валюты (расположены повсеместно в столице и других крупных городах, а также в аэропортах). Некоторые магазины имеют собственные обменные пункты. Кредитные карты принимаются к оплате, в основном, только в крупных супермаркетах столицы, в некоторых отелях и банках. Использование кредитных карт в провинции практически невозможно. Туристические чеки принимаются ограниченно только в крупных гостиницах и банках, но постепенно на их обслуживание переходит все большее количество учреждений.
Доллары США неофициально имеют широкое хождение во всех сферах.


Таможенные ограничения:

Из страны разрешается вывозить свои личные вещи, изделия ручной работы и товары, купленные в стране. Экспорт любого антиквариата (включая драгоценные камни, монеты, рукописи и другие произведения искусства) без разрешения соответствующих органов запрещается. Запрещён транзит наркотических веществ, оружия и боеприпасов (за исключением охотничьего, на которое выдаётся разрешение), литературы и видеоматериалов, оскорбляющих нравственность и государственный строй страны.

.
Напряжение в сети: 220V

Код страны: 994


Экстренные телефоны:

Полиция - 02, Скорая помощь - 03 Пожарная охрана – 01

ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ

Для граждан Украины и большинства стран СНГ виза в Азербайджан не требуется. Остальным гражданам для получения визы необходимо предъявить в Консульский Отдел Посольства Азербайджана приглашение. Страховка не обязательна. Передвижение по стране не ограничено.

Внимание! В связи с нестабильным курсом валюты в Украине, цены на сайте указаны в y.e. Цену в национальной валюте Вы можете узнать у менеджера на момент заказа!

☎ Контакты и график работы!

Наш офис: г. Одесса, ул. Ивана Франко 55

  • Факс: +38 (0482) 32-87-12
  • Тел.: +38 (0482) 32-87-14
  • Тел.: +38 (0482) 32-87-13
  • Моб.: +38 (094) 94-85-973
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Рабочие дни 10:00–17:00 , обед 13:00–14:00
Сб, вс — выходной (Заявки online).

Визовая поддержка Hermes Travel!

Оформление Визы в Одессе | Услуги и Цены:

  • Болгария
  • Великобритания
  • Вьетнам
  • Нидерланды
  • Греция
  • Индия
  • Индонезия
  • Испания
  • Италия
  • Китай
  • Литва
  • Мальта
  • Норвегия
  • ОАЭ
  • Польша
  • Сингапур
  • США
  • Таиланд
Посмотреть полный список стран можно ‹‹здесь››